Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Центробанк РФ - ближе к людям. Коммуникация - источник доверия

Чем лучше общество понимает проводимую денежно-кредитную политику, тем выше его доверие к ней, что повышает эффективность влияния денежно-кредитной политики на экономику и инфляцию. Понимая политику центрального банка и доверяя ему, экономические агенты более быстро и корректно учитывают его информационные сигналы при принятии решений о заимствованиях, сбережениях, потреблении, при индексации заработных плат и цен.

В результате сокращается масштаб реакции денежно-кредитной политики, необходимой для обеспечения ценовой стабильности, и появляются возможности для проведения контрциклической денежно-кредитной политики.

Для понимания и доверия необходимо как стабильное достижение цели по инфляции, так и  активная коммуникация с  обществом по  вопросам денежно-кредитной политики. После перехода к таргетированию инфляции Банк России последовательно увеличивал информационную открытость. Банк России постепенно расширял публикуемые документы по вопросам денежно-кредитной политики и экономики (комментарии по инфляции, инфляционным ожиданиям, экономические исследования и другие); увеличивал объем раскрываемой информации, в том числе по макроэкономическому прогнозу (в части перечня публикуемых показателей и информации о модельном аппарате); наращивал свое присутствие на публичных мероприятиях и в социальных сетях. Расширение коммуникации происходило не только на федеральном, но и на региональном уровне (публикация профилей регионов на сайте Банка России, доклад «Региональная экономика: комментарии ГУ», информационно-аналитические материалы об инфляции в регионах, регулярные встречи с разъяснением принимаемых решений по ключевой ставке и  так далее). При этом Банк России работал над повышением адресности коммуникации: стремился при выборе форматов, каналов и инструментов донесения информации учитывать степень осведомленности аудитории.

В  результате прозрачность денежно-кредитной политики Банка России за  годы таргетирования инфляции существенно увеличилась. Об этом свидетельствуют оценки индекса прозрачности (Евстигнеева А., 2023). При этом прозрачность денежно-кредитной политики Банка России в  2022  году оценивалась выше среднего среди рассмотренных центральных банков.

Коммуникация играла важную роль в стабилизации ситуации на финансовых рынках в периоды шоков и существенного роста волатильности в 2014, 2020 и 2022 годах. Банк России увеличивал интенсивность коммуникации в  кризисные периоды. При этом анализ показал (Павленко М. и др., 2023), что наибольший вклад в стабилизацию ситуации вносили персонализированная коммуникация и появление в информационном поле лиц, непосредственно участвующих в  принятии решений по  денежно-кредитной политике. Четкая коммуникация о конкретных сроках достижения цели по инфляции, подтверждение приверженности цели во время кризисов способствовали снижению волатильности доходностей ОФЗ.

Развивая коммуникацию по  вопросам денежно-кредитной политики, Банк России стремился снизить инфляционные ожидания и способствовать их заякориванию на цели. В этом направлении удалось достичь успеха преимущественно в отношении инфляционных ожиданий профессиональных участников рынка. Они заякорены на цели по инфляции с 2017 года.

Инфляционные ожидания населения и  бизнеса остаются выше цели. При этом значимое влияние на  восприятие инфляции населением оказывает новостной фон (Евстигнеева  А., Карпов Д., 2023). Негативный новостной фон по широкому кругу близких к экономике тем способен привести к росту инфляционных ожиданий. При этом интенсивность присутствия Банка России в СМИ пока не оказывает существенного влияния на восприятие инфляции населением.

Помимо заякоренности инфляционных ожиданий, мерой эффективности коммуникации

Банка России по вопросам денежно-кредитной политики является предсказуемость решений по ключевой ставке. Согласно проведенным исследованиям (Евстигнеева А. и др., 2022), частота сюрпризов денежно-кредитной политики Банка России в  2015–2021 годах составила около 32%2. Высокая частота сюрпризов вероятно связана с тем, что за период 2015–2021 годов Россия столкнулась со множеством внешних шоков. Это требовало оперативного уточнения оценок и корректировки денежно-кредитной политики, что могло снижать ее предсказуемость. Проведенные в рамках Обзора ДКП исследования также указывают на  то, что основной причиной более низкой предсказуемости решений по денежно-кредитной политике является так называемое информационное преимущество Банка России. Оно означает, что, по мнению профессиональных участников рынка, Банк России обладает какой-то  дополнительной информацией о  факторах, влияющих на инфляцию, и/или имеет более точные модели/экспертизу ее прогнозирования. Снизить влияние данного фактора и повысить предсказуемость решений может публикация центральным банком большего количества информации в части модельного и аналитического аппарата. В частности, в настоящее время Банк России публикует 24 показателя в составе прогноза, что соответствует среднему в мире уровню. При этом другие центральные банки также включают в состав прогнозных показателей прогнозы индикаторов рынка труда, валютного курса, бюджета, доходов и сбережений домохозяйств в том или ином составе.

Повышению предсказуемости решений и  устранению проблемы информационного преимущества может помочь публикация программного кода и оценок внутренних параметров моделей (например, коэффициентов в функции реакции центрального банка). Публикация кодов нескольких прогнозных моделей позволит аналитикам и экспертам реплицировать прогнозы Банка России, при этом снижает риски восприятия результатов моделей как обязательств Банка России, поскольку разные модели дают разные результаты. Повысить прозрачность Банка России также может более частая публикация декомпозиции причин отклонения инфляции от цели и/или прогноза.

Проведенные Банком России в  январе 2023  года глубинные интервью с  аналитиками и экспертами показали также наличие запроса на публикацию протоколов заседаний Совета директоров Банка России по ключевой ставке. При этом в среде аналитиков и экспертов нет единого мнения по данному вопросу. С одной стороны, публикация протокола существенно повышает прозрачность принимаемых решений. С другой стороны, политика «единого голоса», которой следует Банк России в своей коммуникации, может накладывать существенные ограничения на  публикуемую в  протоколах информацию. При этом, учитывая незаякоренность инфляционных ожиданий населения и бизнеса, недостаточную осведомленность общества в вопросах денежно-кредитной политики, переход от политики «единого голоса» к множественности голосов может иметь негативные эффекты. В частности, могут возрасти риски «зашумления» информационного сигнала при публикации протоколов и ухудшения предсказуемости решений по ключевой ставке. В качестве возможного компромиссного варианта может быть рассмотрена публикация более подробной информации с заседаний Совета директоров Банка России по ключевой ставке, отражающей детали обсуждения решения, в том числе рассматриваемые альтернативные решения и аргументы в их пользу.

Опрошенные Банком России аналитики и эксперты также указывали на слишком позднюю публикацию некоторых материалов Банка России по денежно-кредитной политике.

По их мнению, информационная ценность материала снижается по мере отдаления от момента возникновения новой информации – выхода статистических данных или принятия решения по  ключевой ставке. В  частности, аналитики и  эксперты отмечают необходимость переноса публикации Доклада по денежно-кредитной политике ближе к решению по ключевой ставке.

Помимо мер, направленных на  повышение предсказуемости решений по  ключевой

ставке, Банку России следует продолжить работу по  увеличению понимания денежно-кредитной политики. Согласно оценкам, информация по  денежно-кредитной политике Банка России в пресс-релизе о ключевой ставке, заявлении Председателя Банка России,  Докладе о денежно-кредитной политике понятна лишь людям с высшим экономическим образованием (Евстигнеева  А., Сидоровский  М., 2021). Невысокая доступность информации по  денежно-кредитной политики для широкой аудитории является довольно распространенной проблемой среди центральных банков. В  частности, информация по денежно-кредитной политике таких центральных банков, как Банк Англии и ФРС США, доступна только 3% и 5–10% населения соответственно. При этом если сравнивать англоязычные версии пресс-релизов и заявлений Председателя Банка России по ключевой ставке с похожими материалами других центральных банков, то материалы Банка России окажутся более понятными. Для увеличения понимания этих текстов широкой аудиторией требуется продолжение работы по повышению их доступности.

Банк России стремится выстраивать свою информационную политику с учетом особенностей разных целевых аудиторий, степени их погруженности в экономические вопросы.

В частности, ориентируясь на широкую аудиторию Банк России выпускает познавательные видеоролики, увеличивает свое присутствие в  социальных сетях, дает интервью в  СМИ. В  то  же время основные материалы Банка России, публикуемые на  официальном сайте (например, пресс-релиз о  ключевой ставке, Доклад о  денежно-кредитной политике) в значительной степени ориентированы на профессиональную аудиторию. Для повышения доступности данных материалов используется «многослойная» коммуникация. «Многослойная» коммуникация предполагает, что один и тот же материал подается с разной степенью детализации, адаптируется для разных аудиторий. Многие материалы Банк России уже публикует в разных форматах для разных аудиторий. Для ОНДКП, Годового отчета, Доклада о  денежно-кредитной политике, комментариев по  инфляции и инфляционным ожиданиям и других аналитических материалов на сайте Банка России опубликованы краткие версии данных документов, адаптированные для широкой аудитории. В будущем возможно расширение данной практики.

В то же время в ряде исследований отмечается, что упрощение коммуникации имеет негативные стороны (Blinder A. et al., 2022). В частности, упрощение может создавать ощущение однозначности происходящего в  экономике и  точности прогнозов ее будущего развития.

Если же ситуация внезапно будет развиваться по другому пути, это дезориентирует аудиторию и может даже снизить доверие к центральному банку.

Одним из важнейших направлений работы, которое может способствовать увеличению понимания обществом действий Банка России, является повышение финансовой грамотности населения в  области экономики и  денежно-кредитной политики. Банк России совместно с Минфином России разрабатывает Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. Помимо активного участия во внедрении обучения финансовой грамотности в школах и вузах, Банк России продолжает развивать собственный просветительский ресурс «Финансовая культура» (fincult.info). Не менее важно также способствовать расширению знаний и  информированности СМИ и  блогеров в  этой предметной области. Широкая общественность в меньшей степени самостоятельно пользуется материалами на  сайте Банка России по  вопросам денежно-кредитной политики в  сравнении с профессиональной аудиторией. В основном люди получают эту информацию из СМИ и соцсетей. Банк России стремится максимально оперативно и  полно давать интересующую их информацию, разъяснять свои действия в ходе пресс-конференций, интервью, в оперативных комментариях. Кроме того, Банк России регулярно проводит обучающие семинары для СМИ и блогеров, в том числе в регионах. Все это будет способствовать росту понимания проводимой денежно-кредитной политики населением.